Бронетранспортёр БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шебалина и предназначен, прежде всего, для транспортирование личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортёр может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом. При создании бронетранспортёра в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена, в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное - занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортёра.
Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе, эта броня защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1, длина корпуса бронетранспортёра увеличена на 483 мм.
В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулемётчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7.62-мм пулемётов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.
Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7.62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимого десанта. Имеются также бронетранспортёры, у которых вместо этих пулемётов на крыше десантного отделения установлена вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулемётом ПКТ, а также бронетранспортёры с двумя 7.62-мм пулемётами ПКСМ или одним 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-17 "Пламя", установленными открыто на лобовом листе.
Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осушествляется через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы, в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется ещё одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения.
В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортёра установлен такой же, как на БМД-1, шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий максимальную мощность 177 кВт. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в единый силовой блок.
В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 110 мм до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1, стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром.
Бронетранспортёр БТР-Д обладает хорошими скоростными характеристиками и высокой проходимостью на пересечённой местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Он способен преодолевать подъем крутизной 32— 35°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Водные преграды бронетранспортёр преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водомётных движителя.
В качестве средств связи на всех бронетранспортёрах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В. Бронетранспортёр оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты.
Источник - dogswar.ru